Резерв по сомнительным долгам — бухгалтерские проводки
Резерв по сомнительным долгам — бухгалтерские проводки
Определение долга, признаваемого сомнительным в целях бухгалтерского учета, содержит п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, введенного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее — положение о бухучете и бухотчетности). К сомнительной относят имеющуюся перед юрлицом задолженность ее контрагента, не обеспеченную гарантиями и не оплаченную или имеющую высокую степень вероятности непогашения в срок, указанный в договоре. То есть речь идет о долгах дебиторов или части этих долгов, в отношении которых присутствуют серьезные сомнения в их получении.
Создание резерва по такой задолженности позволяет показать в бухучете и в бухотчетности реальные суммы долгов, ожидаемых к получению. Для чего это нужно? Во-первых, выполняется требование п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ о достоверности бухгалтерских учетных данных, попадающих в отчетность и, соответственно, делающих эту отчетность достоверной. Во-вторых, экономический анализ, выполняемый с использованием цифр бухбаланса, в котором данные о величине дебиторской задолженности играют немаловажную роль, начинает осуществляться с учетом реальной информации по долгам, ожидаемым к получению. А экономический анализ, проведенный на конкретную отчетную дату и на ряд этих дат, — это процесс, итоговый результат которого интересен не только проверяющим органам или контрагентам, желающим убедиться в финансовой состоятельности анализируемого лица, но и самой организации, имеющей сомнительный долг.
Определение сомнительного долга в бухучете и ряд правил создания резерва по нему отличаются от характеристики аналогичного долга и порядка формирования резерва, создаваемого в налоговом учете (ст. 266 НК РФ). Резерв для целей налогового учета не является обязательным, в то время как в бухучете создавать его необходимо независимо от желания юрлица. В то же время правила работы с резервом в налоговом учете регламентированы во всех аспектах, а бухучет допускает разработку части этих правил на усмотрение организации. Поэтому между резервами, формируемыми в налоговом и бухгалтерском учете, практически всегда существует разница как в моментах признания сомнительного долга, так и в определении размера резерва по нему, даже если совпадает вид задолженности. Это обстоятельство обусловливает наличие временных разниц, относящихся к резерву. Причем они возникают как в случае создания резерва в налоговом учете, так и при его отсутствии в этом учете.
Узнайте, как правильно определить величину резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, изучив мнение экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
О том, какие действия приведут к уменьшению временных разниц, читайте в статье «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».
Проводки для резерва по сомнительным долгам
И вне зависимости от выбранного способа расчета отчислений в резерв его создание (доначисление) отражается проводкой:
Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 63 «Резервы по сомнительным долгам»- На дату создания (увеличения) резерва.
Дебет 63»Резервы по сомнительным долгам» Кредит 91-1»Прочие доходы» — На дату восстановления резерва в части погашенного долга.
Дебет 63»Резервы по сомнительным долгам» — Кредит 62 (60, 76, 58-3) — На дату списания безнадежного долга за счет резерва.
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Размер резерва нормативными документами не установлен, оговорено лишь условие расчета резерва по сомнительным долгам отдельно по каждой задолженности методом, принятым в компании и опираясь на условия договоров, кредитоспособность должника и перспективы погашения. Естественно, для грамотного синтетического учета резерва требуется ведение четкой аналитики по каждому долгу.
Существует и требование по ограничению времени использования зарезервированных средств. Если они не израсходованы до окончания отчетного года, наступившего за годом создания резерва, то неиспользованные ресурсы при составлении годовой отчетности переносят в блок финансовых результатов.
Заметим, что требования к образованию резерва в налоговом учете конкретны: создать его можно только по долгам за товары или услуги, а размер не должен превышать десятой части от выручки периода, когда резерв был сформирован. Кроме того, ограничивается срок создания и величина резерва по сомнительным долгам. Образовать его на сумму половины долга можно лишь по прошествии 45 дней с момента признания сомнительности, на полную сумму долга – после 90 дней.
Кто может списывать просроченную дебиторскую задолженность
В налоговом учёте. Списывать «дебиторку» могут только организации на ОСНО, которые платят налог на прибыль и учитывают доходы и расходы методом начисления. ИП на ОСНО этого делать не могут (письмо Минфина от 4 сентября 2014 года N 03-04-05/44287).
При УСН «Доходы минус расходы» списывать можно только расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ. Просроченной дебиторской задолженности в этом списке нет, поэтому упрощенцам списывать ее в налоговом учёте нельзя (письмо Минфина РФ от 13.11.2007 № 03-11-04/2/274).
Для единого сельхозналога ситуация такая же — такого вида расходов нет в закрытом перечне из п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
При УСН «Доходы» и ЕНВД расходы вообще не влияют на расчёт налоговой базы. Поэтому всё, что скажем ниже о списании просроченной «дебиторки» в налоговом учёте, относится только к компаниям на ОСНО.
В бухгалтерском учёте. Правила бухучёта распространяются на всех юрлиц, поэтому списывать просроченную дебиторскую задолженность в бухучёте должны все организации, вне зависимости от налогового режима.
Бухгалтерское обслуживание в «Моё дело» всего от 1667 рублей в месяц
Документы для списания дебиторской задолженности
Чтобы погасить в учете безнадежную «дебиторку», надо сначала провести ее инвентаризацию. Чаще всего это делают в конце года, перед составлением баланса. Но можно и в любое другое время (п. 2.1 Методических рекомендаций, утв. приказом Минфина от 13.06.95 № 49). Например, по итогам квартала, полугодия или 9 месяцев.
Необходимо оформить документы:
- Приказ о проведении инвентаризации (унифицированная форма № ИНВ-22).
- Акт, в котором зафиксировано состояние расчетов с покупателями и прочими дебиторами (унифицированная форма № ИНВ-17).
- Информация о дебиторах: наименование, сумма долга, дата его появления и другое (приложение к форме № ИНВ-17).
Указанные формы утверждены приказом Минфина № 49 и постановлением Госкомстата от 18.08.98 № 88.
СПРАВКА
Использовать унифицированные формы не обязательно. Организация вправе разработать собственные бланки и отражать в них результаты инвентаризации.
По итогам инвентаризации бухгалтер спишет нужную сумму. Для этого потребуется оформить приказ директора и бухгалтерскую справку, где подробно отражены все вычисления. Также понадобятся бумаги по сделке с должником: договоры, накладные, платежки и проч. Если срок исковой давности прерывался, нужны подтверждающие бумаги, в частности, акты сверки и письма.
Обмениваться с контрагентами юридически значимой «первичкой» через интернет Входящие бесплатно
Ведение бухгалтерского учета
Итак, для ведения бухгалтерского учета подобных операций используется 63 счет, задача которого состоит в том, чтобы обобщить сведения о созданных запасах по сомнительной дебиторской задолженности.
Счет пассивный, поэтому отчисляемые в резерв средства отражаются в его кредитовой части, что корреспондируется по дебету 91 счета. Если сомнительные долги не востребованы и осуществляется их списание, то дебетуется 63 позиция в корреспонденции со счетами, где учитываются расчеты с соответствующими дебиторами. В ситуации, когда неиспользованные так называемые запасные средства к прибыли фискального периода, следующего за периодом его формирования, делается следующая запись:
Аналитика по 63 позиции ведется по каждому созданному резерву.
Осуществление переноса резерва на следующий год
Согласно п. 70 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н» (далее — Положение), в случае, если величина резерва не будет полностью израсходована до конца года, следующего за годом его создания, то остаток резерва будет включен в финансовый результат отчетного года.»Осуществление переноса резерва на следующий год».
Касательно рассмотренного нами примера это значит, что в случае признания задолженности сомнительной на конец 2015 года, остаток неиспользованного резерва подлежит отнесению на прочие доходы (91-1). Вместе с тем, учитывая требования вышеуказанного Положения, при формировании резерва на конец 2015 года, сумма задолженности подлежит повторному учету.
Ввиду того, что требования Положения весьма неоднозначны, целесообразно будет не осуществлять списание всей суммы неиспользованного резерва с последующим ее восстановлением, а только корректировать резерв на конец года. Данная процедура поможет исключить дополнительные записи по «счету 91», а также не завышать по нему обороты, которые отражаются и в отчетности.