New-adres.ru

"Новый адрес" — Юридическая консультация
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бесконтактное ДТП: кто возместит ущерб

Бесконтактное ДТП: кто возместит ущерб

Бесконтактное ДТП: кто возместит ущерб

Чтобы получить страховое возмещение после ДТП, нужно, чтобы водитель причинил вред жизни, здоровью или имуществу. Необязательно только управлять автомобилем. Расходы возместят и в том случае, если ущерб возник из-за иных действий, связанных с эксплуатацией транспортного средства. Ведь водитель может попасть в аварию без столкновения с другим автомобилем, такой случай также является ДТП. Это не причина отказать в выплате страхового возмещения.

В законе нет понятия бесконтактного ДТП, но его можно определить как событие, произошедшее в результате движения автомобиля, вследствие чего причинен вред машине или иной материальный ущерб без непосредственного контакта с другими транспортными средствами.

Получить страховое возмещение можно, если по вине другого участника движения водителю или его машине был причинен вред. Для этого необходимо, чтобы между действиями виновника и последствиями была причинно-следственная связь.

К кому обращаться при ДТП без контакта

Если машины виновника и потерпевшего не сталкивались, последний обращается с заявлением о страховой выплате не к своему страховщику, а в страховую компанию виновника, как определил Верховный суд в Обзоре от 22 июня 2016 года.

Если в результате подобной аварии был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, а у виновника нет страховки или его не удалось найти, то причиненный вред возмещает Российский союз автостраховщиков. Когда при бесконтактном ДТП был причинен вред только имуществу потерпевшего, а у виновника нет полиса ОСАГО, платить должен сам виновник.

Согласны ли суды с выплатой страхового возмещения при аварии без столкновения

Как правило, суды удовлетворяют требования водителей о взыскании страхового возмещения со страховщика или виновника бесконтактного ДТП. Так, водитель Дмитрий Городин* обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к своей страховой ПАО СК «Росгосстрах» и страховщику виновника АО «СОГАЗ» о взыскании страхового возмещения и расходов по оплате услуг эксперта.

Подрезал машину справа Городин двигался прямо по крайней правой полосе, а перед перекрестком он увидел, как автомобиль Владимира Горлова* с левой полосы движения начал перестраиваться, двигаясь в сторону его машины. Чтобы избежать столкновения, Городин повернул руль вправо, наехал на дорожный знак, а затем на столб. В результате аварии автомобиль ремонту не подлежит, поэтому потерпевший просил взыскать определенный экспертом ущерб в сумме 180 300 руб.

В ходе рассмотрения дела судья Иван Олейник изучил письменные документы, видеозапись с места происшествия, допросил инспектора ГИБДД, оформившего аварию, и установил, что в бесконтактном ДТП виноваты оба. Так, Горлов создал Городину помеху, а потерпевший ехал слишком быстро. Скорость не позволила должным образом контролировать движение автомобиля, поэтому в результате экстренного торможения автомобиль наехал на препятствие. По этим основаниям суд распределил степень вины участников ДТП как 30% (Горлов) и 70% (Городин) соответственно.

В итоге страховую компанию ответчика АО «СОГАЗ» обязали выплатить Городину 30% суммы, которую он требовал — 54 090 руб. (дело № 2-8638/2019).

Читайте так же:
С 2022 года нельзя продать дом без межевания

Также потерпевший может потребовать компенсацию за моральные и нравственные страдания, которые он понес при аварии без столкновения. Например, Владимир Бельский* обратился в Таганрогский городской суд Ростовской области с иском к ООО «СК Согласие» (страховая компания виновника) о взыскании ущерба в результате бесконтактного ДТП.

Неудавшийся обгон автобуса В тот день Бельский ехал по дороге, а по встречной полосе следовал автобус. Внезапно из-за него выскочил автомобиль Сергея Иванова*, который пытался обогнать автобус. Бельский нажал на педаль тормоза и попытался уйти от столкновения, но машину занесло, и она выехала на противоположную обочину, где ударилась в насыпь. По заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта машины составила 422 400 руб., которые Бельский просил взыскать с ответчика.

Судья Анжелика Жерноклеева определила, что в бесконтактном ДТП виноваты оба водителя, поскольку Иванов не соблюдал безопасную дистанцию до двигающегося впереди автобуса, что повлияло на момент, когда его могли обнаружить, а Бельский допустил превышение скорости, потому степень виновности каждого из водителей была оценена по 50%. По решению суда в пользу страховой была взыскана лишь половина заявленной суммы (дело № 2-483/2019).

В момент бесконтактного ДТП вместе с Владимиром Бельским ехала его супруга Владислава Бельская*, которая после вступления в законную силу решения суда снова обратилась в Таганрогский городской суд Ростовской области с иском к Сергею Иванову о возмещении морального вреда в сумме 50 000 руб., ведь в результате аварии она получила травму позвоночника, долгое время страдала от боли, не могла сидеть, передвигаться без посторонней помощи, не могла спать. Боль преследует ее до сих пор, при ходьбе она быстро устает.

Суд удовлетворил требования Бельской в полном объеме, ведь степень вины Иванова по решению составила 50%, а истице причинен средней тяжести вред здоровью, потому, исходя из степени нравственных и физических страданий суд установил, что заявленный размер компенсации морального вреда в 50 000 руб. соответствует требованиям разумности и справедливости (дело №2-5740/19).

Эксперты о бесконтактных авариях

Бесконтактное ДТП — это экстренное торможение с повреждением деталей автомобиля, уход от столкновения транспортных средств с наездом на какой-либо объект и так далее, говорит юрист "Европейской юридической службы" Евгений Иванов. Обстоятельства таких аварий неоднозначны, ведь согласно п. 10.1 ПДД водитель в опасной ситуации должен снизить скорость вплоть до полной остановки. Получается, что пострадавший автомобиль также обязан затормозить и остановиться. Но автомобилист, который ушел от столкновения и повредил только своё авто, как правило, сводит к минимуму ущерб другому автомобилю, потому нет смысла привлекать его к ответственности или устанавливать степень его вины наравне с инициатором аварии.

Руководитель юридического отдела "Общества защиты прав автомобилистов" Равиль Ахметжанов добавляет, что водитель, вынудивший других участников движения изменить скорость и направление движения, не только отвечает за ущерб, но и может быть привлечен к административной ответственности за оставление места ДТП по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. В то же время, потерпевшему порой очень трудно установить, что ДТП было спровоцировал другой участник движения, и определить его личность. Если сведений о нем нет, тогда владельцы поврежденных автомобилей заинтересованы в том, чтобы хоть кого из них признали виновником ДТП. Тогда хоть одна страховая возместит ущерб.

Читайте так же:
Можно ли купить квартиру на юридическое лицо

По мнению адвоката и автоюриста Сергея Радько, главная проблема — доказать, что именно маневры виновника стали причиной аварии, в которую попал потерпевший, когда пытался избежать столкновения. Иногда к ответственности привлекают потерпевшего водителя, но для этого нужен максимум объективных данных о происшествии (записи с камер видеонаблюдения, регистраторов и др.), ведь одних его показаний о том, что он был вынужден избежать ДТП, не всегда достаточно для полноценного и объективного анализа происшествия. Не исключено, что потерпевший не справился с управлением, вследствие чего произошла авария, и пытается оправдать свои действия манером другого участника.

Рубрика «Вопрос-ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что, к сожалению, получить возмещение в такой ситуации вряд ли возможно, так как данных о втором участнике и наличии у него действующего страхового полиса нет. Эксперт добавляет, что при отсутствии контакта между автомобилями одних объяснений автомобилиста о том, что он якобы избегал неминуемого столкновения, недостаточно. Действия уклоняющегося автолюбителя тоже не отвечают ПДД, так как при любом маневре водитель обязан обеспечить его безопасность.

Водитель может обратиться к сотрудникам ГИБДД через день после аварии, но полицейские могут составить на него протокол об оставлении места ДТП, поскольку ПДД при аварии обязывает водителя немедленно остановиться и сообщить об этом в полицию, говорит адвокат и автоюрист Сергей Радько. В отношении водителя грузовика также могут составить аналогичный протокол, но для этого потребуется установить не только номер КАМАЗа, но и точно выяснить, кто был за рулем в момент происшествия.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что новая экспертиза не нужна. Страховая компания виновника ДТП будет обязана организовать оценку или экспертизу стоимости восстановительного ремонта. Если вы не согласны этим заключением или суммой установленного размера ущерба, придется сначала обратиться к уполномоченному по защите прав потребителей финансовых услуг (здесь и пригодится заключение ранее проведенной самостоятельно экспертизы).

Виновные всегда платят

Подобная ситуация, когда и водитель, и пешеход должны выплатить друг другу нанесённый ущерб не является парадоксальной, а полностью соответствует действующему Гражданскому кодексу. В первую очередь транспорт является источником повышенной опасности и вне зависимости от степени вины, водитель всегда должен покрыть расходы по вреду жизни и здоровью пешехода. Мелкие травмы покрывает ОСАГО, а вот при тяжелых увечьях или смерти размер такого вреда будет чрезвычайно высок, он не покрывается страховкой и его требуется погашать самостоятельно из своего кармана.

Эта норма по причине своей весомости часто становится сюрпризом для многих автовладельцев. По сути, даже если нам под колёса на скоростной трассе бросается пьяный пешеход, он погибает или остается инвалидом после такой аварии, то водитель должен погашать ущерб, нанесенный его здоровью или же выплачивать определенную компенсацию, установленную судом его родственникам.

Читайте так же:
Бланк финансового лицевого счета на квартиру скачать

В действующем законодательстве имеется ряд исключений, которые могут освободить от полной ответственности автомобилиста. Однако доказать, что пешеход намеренно бросился под колёса зачастую бывает проблематично. Любой опытный юрист, которого наняли представители пострадавшей стороны, докажет, что дорожно-транспортное происшествие произошло по невнимательности пешехода, соответственно, умысла бросаться под колёса у него не было. В итоге, автомобилист должен полностью погасить весь ущерб как владелец источника повышенной опасности.

Также имеется и обратная ответственность пешехода при дорожно-транспортных происшествиях перед водителем. Если органы ГИБДД или через суд признают его виновным в дорожно-транспортном происшествии, пешеход должен погасить все затраты автовладельца на ремонт транспортного средства. Подобную норму закона подтвердил Конституционный суд, после чего было зафиксировано существенное увеличение количества исков, когда автовладельцы требовали с пешеходов возмещение ущерба за нанесённые повреждения при дорожно-транспортных происшествиях.

В ряде случаев страховые компании при наличии у автовладельцев полиса КАСКО погашают ущерб от ДТП с участием автомобиля и пешехода, однако в последующем они имеют право истребовать с виновника аварии, то есть пешехода необходимую сумму. Обычно такие разбирательства заканчивались в суде с последующим обращением к приставам, которые помогали взыскать задолженность с неплательщика. В настоящее время все чаще звучат призывы к пересмотру подобной практики, так как страховые компании, а также автовладельцы, пострадавшие в ДТП, обращаются к пешеходам или семье погибшего виновника дорожно-транспортного происшествия, предъявляя им соответствующие иски и взыскивая деньги на ремонт транспорта.

Виновные всегда платят

Запрет на регрессное требование к пострадавшему пешеходу

Рассмотрим еще одно интересное нововведение, которое многие водители не могут понять правильно:

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

Для начала приведу неправильный вариант толкования, которые можно встретить в средствах массовой информации. Если пешеход пострадал в ДТП или погиб, то водитель не может взыскать с него деньги за ремонт автомобиля. Еще раз подчеркиваю, это неправильный вариант.

Правильный вариант заключается в следующем. Если пешеход получил вред жизни или здоровью в ДТП, то страховая компания не может предъявить ему регрессное требование по поводу ремонта автомобиля.

То есть, если после ДТП, в котором виноват пешеход, страховая выплатила водителю деньги на ремонт автомобиля, то она не может взыскать эти деньги с пешехода или его родственников.

Однако данный пункт не запрещает самому водителю, автомобиль которого поврежден, взыскать ущерб с виновника ДТП (с пешехода). Этот вопрос рассмотрен в статье про гражданско-правовую ответственность пешехода.

Еще раз вернемся к новому пункту 5 статьи 14. Давайте попробуем смоделировать ситуацию, к которой можно было бы отнести данный пункт:

Пусть произошло ДТП с участием пешехода и автомобиля. Пешеход получил травмы, а автомобиль — повреждения. При этом водитель, как и положено, застрахован по ОСАГО, а у пешехода никакой страховки нет.

Читайте так же:
Оформление сделки купли продажи квартиры у нотариуса в 2022 стоимость

В данном случае водитель не может обратиться в свою страховую компанию (прямое возмещение убытков), т.к. для этого не выполняются условия. Если в ДТП пострадали люди, то прямое возмещение невозможно.

Также водитель не может обратиться и в чужую страховую компанию, т.к. у пешехода нет страховки.

Теоретически водитель может отремонтировать автомобиль по КАСКО, однако в рамках данной статьи мы рассматриваем закон «Об ОСАГО». И КАСКО к этому закону не относится.

То есть получается, что при ДТП, в котором виноват пешеход, страховая ничего не возмещает водителю по ОСАГО. А если она ничего не возмещает, то и права регрессного требования к пешеходу у нее быть не может.

Возникает вопрос, для какой теоретической ситуации введен новый пункт 5 в статью 14? Если у Вас есть какие-то варианты, то обязательно напишите их в комментариях к данной статье (ниже).

Что делать, если виноват?

Вы виноваты в ДТП? Не пытайтесь скрыться с места аварии, иначе рискуете лишиться прав или сесть за решетку на 15 суток, даже если нет пострадавших. Помните, что попытки избежать наказания обычно заканчиваются дополнительными штрафами, увеличением срока лишения свободы и другими неприятным последствиями.

Выполните все предусмотренные ПДД действия, в том числе по фиксации места ДТП. Если ущерб незначительный, попытайтесь договориться со вторым участником аварии об урегулировании конфликта без привлечения ГИБДД. Если есть пострадавшие или причинен серьезный ущерб чужому автомобилю, дождитесь представителей ГИБДД и страховой компании.

Чтобы понести наказание только за то, в чем вы действительно виноваты, следите, чтобы все обстоятельства аварии отражались в протоколе и других документах объективно, принимайте активное участие в экспертных действиях. При необходимости можете привлечь независимых экспертов. Обязательно запрашивайте копии всех документов, которые предъявляются пострадавшей стороной в страховую компанию или судебные органы.

Авария с участием пешехода: какой вред возместят пострадавшему?

Для начала предлагаю поговорить о том, на возмещение какого вида убытка может рассчитывать пешеход. При соблюдении определенных условий ему компенсируют такой ущерб:

  • Имущественный. В результате столкновения с автомобилем пешеход может разбить ноутбук, мобильный телефон или другой ценный предмет, порвать обувь и одежду.
  • Жизни и здоровью. В первом случае выплату получат родственники погибшего, а во втором размер компенсации будет зависеть от степени тяжести полученных травм.
  • Моральный. Самый сложный тип вреда, причинение которого доказать не так просто. В результате столкновения с транспортным средством человек испытывает эмоциональное потрясение, которое может привести к определенным проблемам со здоровьем.

Общую сумму компенсации потерпевший пешеход определяет самостоятельно, учитывая все расходы, понесенные в результате дорожного происшествия. Мы не рекомендует указывать в претензии (а затем в исковом заявлении) слишком завышенные цифры. Обычно суд, изучив все обстоятельства дела, назначает разумную выплату.

В некоторых случаях виновник ДТП предлагает решить вопрос мирным путем, желая получить в обмен на деньги расписку об отсутствии претензий. Естественно, что подписав такой документ пострадавший не сможет при возникновении дополнительных затрат (а бывает такое, что раны «дают о себе знать» и спустя несколько месяцев после случившегося) требовать их компенсации.

Читайте так же:
Уведомление о продлении учета иностранных граждан бланк

Как получить компенсацию по ОСАГО

Чтобы получить выплаты по ОСАГО, потерпевший должен иметь следующие документы:

  • протокол;
  • справка об аварии.

Оба документа составляются инспекторами ГИБДД, приехавшими на место происшествия. В протоколе присутствует название страховой компании виновника и номер его страхового полиса. Эти реквизиты следует использовать для получения компенсации.

Если пешеход получил в аварии тяжкие телесные повреждения, то водителя ждет уголовное наказание. Соответственно, потерпевший должен будет подать в страховую компанию постановление о возбуждении уголовного дела.

Пока потерпевший находится на лечении в клинике, его родственники могут обратиться в офис страховой компании и узнать, какие документы следует подготовить для получения компенсации. Такой подход позволит сэкономить время.

Если в результате ДТП автомобилисту потребовалось лечение, то ему следует сохранить все чеки, подтверждающие понесенные расходы. Это могут быть квитанции об оплате процедур, документы, подтверждающие стоимость лечения и проживания в санатории и т. д.

Как происходит возмещение по ОСАГО сбитому пешеходу

Компенсация по ОСАГО за вред здоровью составляет до 50 тысяч рублей. Если этой суммы человеку окажется недостаточно, он вправе потребовать остаток средств с виновника ДТП. Если водитель откажется платить в добровольном порядке, следует обращаться в суд.

Пешеходы против самоката

В Петербурге чиновники и полиция считают электросамокатчиков пешеходами. Столкновения по «дорожным» статьям не расследуются. «Фонтанка» обзвонила штрафстоянки и не нашла ни одного подтверждения эвакуации электросамоката. В комитете законности тоже затруднились припомнить такие случаи.

Вольности бьют по самим электросамокатчикам. Студента Максима Путова и его приятеля Сураджа Мамедли арестовали за драку из-за столкновения с писателем Валерием Айрапетяном, а артиста Мариинского театра Давида Залеева вытаскивают с того света после пьяной езды по тротуару.

Судебная практика 2021 года

В таком деле суд будет принимать решение, исходя из имеющихся в деле доказательств, и, как правило, назначает судебную автотехническую экспертизу. Эксперту будет поручено ответить на несколько вопросов, исследовав все материалы дела и имеющиеся в нем доказательства.

Поэтому важно приобщить к материалам дела как можно больше доказательств вашей невиновности. Это могут быть:

  • видеозаписи,
  • фотографии с места ДТП,
  • фотографии повреждений,
  • свидетельские показания,
  • данные в ходе судебного разбирательства.

Тот факт, что одного из участников признали виновным в нарушении ПДД при рассмотрении дела об административном правонарушении, не исключает, что и в действиях второго участника тоже были нарушения, поэтому в гражданском процессе постановление по делу будет лишь одним из доказательств, которое будет оценивать суд. В таком случае можно будет попробовать доказать обоюдную вину в ДТП, а если удастся, то и только вину второго участника.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector