New-adres.ru

"Новый адрес" — Юридическая консультация
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законы о втором высшем образовании

Закон о втором высшемДо 2013 года основным законом, регламентирующим сферу второго высшего образования, был вышедший в свет еще 22-го августа 1996-го года Федеральный закон 125-ФЗ под названием «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Он много раз редактировался и дополнялся (последние уточнения были внесены в декабре 2011-го года).

ФЗ № 125 регламентировал все правовые отношения в системе высшего и дальнейшего послевузовского образования в России и состоял из следующих разделов:

  1. Высшая образовательная система в РФ – ее структура, уровни и стандарты.
  2. Учреждения вузовского образования:
    • их виды и задачи,
    • создание,
    • управление,
    • реорганизация и т. п.
  3. Научно-исследовательские и другие организации системы высшего образования.
  4. Обязанности и гарантии прав обучающихся в вузах.
  5. Финансовые вопросы вузовской системы:
    • отношения собственности;
    • финобеспечение;
    • платные услуги;
    • оплата труда.
  6. Международное сотрудничество.

Переход на уровневую европейскую систему образования, построенную по принципу непрерывности, потребовал кардинального изменения имеющегося законодательства. С 1.09.2013-го начал работать новый закон, в котором прописана правовая основа деятельности всех образовательных организаций – от дошкольных до послевузовских – 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Его статья № 110 содержит указание на утрату силы закона 125-ФЗ.

іМоРе №126. Новый закон о высшем образовании и защите прав собственности на землю

Среди основных событий раунда — законы о высшем образовании и усилении защиты прав собственности на землю.

График 1. Динамика Индекса мониторинга реформ

График 2. Значение іМоRе и его компонентов в текущем раунде оценивания

Основные события раунда

Закон о высшем образовании, +2,5 бала

Предыдущую редакцию закона о высшем образовании было принято в 2014 году . Закон ввел автономию университетов и расширил полномочия ректоров и других органов управления учреждениями, а также ввел принцип «деньги ходят за студентом».

Читайте так же:
Срок эксплуатации обуви по закону о защите прав потребителей

Идея этих реформ заключалась в создании конкуренции между университетами и повышении качества образования. Однако в полной мере это пока не сработало. Возможно, так случилось, потому что конкуренции было мало. Еще одной причиной могло быть отсутствие у министерства рычагов контроля за качеством подготовки. Возможно, нужно было ввести требование построения корпоративного управления в вузах, например, создания независимых наблюдательных советов.

Новый закон №392-IX от 18.12.2019 ввел ряд изменений, которые должны решить эти и другие накопившиеся проблемы. По мнению парламентариев , которые инициировали закон, он будет способствовать повышению качества высшего образования и активизирует мобильность студентов и преподавателей.

В законе, в частности, введена система ключевых показателей эффективности (KPI) для ректоров. Эти показатели, сроки их выполнения и механизмы контроля будут фиксироваться в контракте, который подписывает ректор. KPI будет устанавливать МОН согласно программе, которую ректор пообещал выполнить во время выборов.

Упрощены процедуры лицензирования. Оно будет происходить в режиме онлайн через электронные базы данных.

Введены более жесткие санкции в случае плагиата в работах студентов. Если он был обнаружен, выпускник может быть лишен степени высшего образования.

Комментарий эксперта

«Среди изменений в закон есть как существенные вещи, так и косметические изменения. Существенные, на мой взгляд, следующие:

  • Отныне отдельные учебные дисциплины можно преподавать на английском языке.
  • Отменена привязка количества преподавателей к количеству студентов, это частично «развязывает руки» университетам в части решения финансовых вопросов.
  • Введено понятие «профессий, для которых введено дополнительное регулирование». Требования к обучению «нерегулируемых» профессий будут несколько либерализованы, а регулируемых (юристы, медики, сложные технические профессии и др.) — усилено (например, более высокие требования к баллам ВНО для поступления на обучение, обязательная сдача дополнительных квалификационных экзаменов, более тщательная проверка университетов органами контроля).
Читайте так же:
Можно ли выкупить землю в государства центре города закон 2022

Некоторые другие новации являются скорее косметическими:

  • Статус национального университета стал почетным.
  • Отменено понятие «диплом государственного образца».
  • Упрощено лицензирование (получение разрешения на открытие) образовательных программ для подготовки по «нерегулируемым» профессиями.
  • Аккредитация образовательных программ (комплекс мероприятий по определению их соответствия требованиям качества) «опять» стала обязательной. В кавычках — потому что, несмотря на попытку предыдущей редакции закона сделать ее добровольной, на самом деле эту процедуру так и проходили все программы.
  • Студенты получат возможность официально, за собственные средства повторно прослушивать дисциплину, по которой получили неудовлетворительную оценку.
  • Университеты могут учитывать (а могут и не учитывать) мотивационное письмо как 1% общего балла, с которым абитуриенты участвуют в конкурсе на поступление на учебу.
  • Если после того, как студент получил диплом, в его квалификационной работе будет обнаружен плагиат, диплом можно будет отменить. Это пока беспредметная декларация, ведь после выдачи дипломов квалификационные работы студентов обычно складываются подальше в архив, следовательно, проверить их на плагиат не будет никакой возможности.
  • К середине 2021 будут реорганизованы или ликвидированы филиалы университетов в Киеве, Харькове, Львове, Днепре и Одессе, если «главное» учреждение высшего образования находится не в том населенном пункте, где филиал.

Что я бы хотел увидеть в следующем раунде изменений в законодательство по вопросам высшего образования:

– Евгений Николаев, независимый эксперт

Закон, который усиливает защиту прав собственности на землю, +1,3 бала

В законодательстве о ведении реестра прав на недвижимое имущество и земельного кадастра существовал ряд пробелов. Их использовали злоумышленники для фальсификации договоров аренды и захвата предприятий с последующим переоформлением на себя имущества и земли.

Закон № 340-IX от 05.12.2019 принят, чтобы решить эту проблему.

Читайте так же:
Закон российской федерации о съемке в магазине

Комментарий эксперта

«К этому времени одной из весомых причин рейдерских захватов в аграрной сфере было наличие возможности двойной регистрации договоров аренды вследствии плохого взаимодействия или обмена информацией между Реестром прав на недвижимое имущество (РПНИ) и Государственным земельным кадастром (ГЗК). До 2013 года договоры аренды земли регистрировались в ГЗК, а с 2013 года аренда земли начала регистрироваться в РПНИ. В результате договоры, заключенные до 2013 года — и те, срок действия которых истек, и те, которые продолжали действовать — не были перенесены в новый реестр Минюста РПНИ. Соответственно, в РПНИ участок мог значиться как свободный от аренды, и с «легкой руки» государственного регистратора мог передаваться в аренду на определенное количество лет, хотя на самом деле этот участок уже имел своего законного арендатора. Принятый закон решает эту проблему путем автоматизации обмена информацией между РПНИ и ГЗК и обязывает оцифровывать и заносить в РПНИ информацию на бумажных носителях.

Также закон обязывает регистрировать цены транзакций с землей. Это положение крайне важно для формирования статистики цен на землю, в том числе для целей мониторинга земельной реформы и для формирования прозрачного рынка сельхозземель».

– Олег Нивьевский, Киевская школа экономики

График 3. События, которые определяли значение индекса, оценка события является суммой ее оценок по разным направлениям, поэтому она может превышать +5, или быть меньше -5

График 4. Значение отдельных компонентов іМоRе и количество событий

Таблица 1. Оценки событий и прогресса реформ по направлениям

Государственное управление+1,0
Закон, объемы полномочий временных следственных комиссий Верховной Рады+1,0
Закон об ответственности народных депутатов за неперсональное голосование+1,0
Введен электронный учет трудового стажа+0,5
Государственные финансы+2,0
Новый закон о высшем образовании+2,5
Монетарная система+1,3
Постановление, обязывающее банки раскрывать полную стоимость потребительского кредита+1,3
Бизнес среда+1,0
Закон, который усиливает о защите прав собственности на землю+1,3
Риск-ориентированный подход в проверке перевозчиков+1,0
Энергетика0,0
Читайте так же:
Уголовная ответственность незаконная предпринимательская деятельность наказание физическое лицо

Справочная информация: Индекс мониторинга реформ (іMoРe) VoxUkraine — это независимый рейтинг усилий правительства Украины по проведению экономических реформ. Индекс базируется на экспертных оценках изменений в регуляторной среде по пяти направлениям:

  1. Государственное управление
  2. Государственные финансы
  3. Монетарная система
  4. Бизнес-среда
  5. Энергетика.

Подробнее об Индексе и методологии расчета можно узнать на сайте imorevox.org.

Предостережение

Автор не является сотрудником, не консультирует, не владеет акциями и не получает финансирования ни от одной компании или организации, которая имела бы пользу от этой статьи, а также никак с ними не связан.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector