Акт о браке товара
Товар – это предмет материального мира, предназначенный для его реализации. Поскольку товар может быть приобретен как физическими, так и юридическими лицами, то, соответственно, зафиксировать документально некачественность товара могут и те, и другие.
Однако для физических лиц предусмотрена отличная от юридических лиц процедура предъявления претензий по поводу бракованного товара, поскольку физические лица:
- не обременены обязанностью соблюдения досудебного порядка рассмотрения споров;
- направляют требования о замене бракованного товара непосредственно продавцу, а не производителю;
- не являясь юридическим лицом, не обременены обязанностью и даже не имеют возможности составления коллегиальных актов.
Что касается юридических лиц, то товар приобретается ими на основании письменных договоров поставки, в которых предусматривается претензионный порядок рассмотрения спора.
Кроме того, соблюдение претензионного порядка является для юридических лиц обязательным условием для обращения в арбитраж. Акт, в свою очередь, становится основанием для направления контрагенту претензии.
○ Сроки возврата одежды, если она новая.
Новую одежду разрешается вернуть на протяжении 14 дней со дня приобретения (ст. 25 Закона).
При дистанционном приобретении — в течение недели с даты передачи товара, а если продавец не проинформировал о сроках и порядке возврата — в течение 3 месяцев (п. 4 ст. 26.1 Закона).
✔ Основания для возврата товара, если нет претензий к качеству.
Основания и условия возврата одежды указаны в ст. 25 Закона.
Основания для возврата:
- одежда не подошла по размеру или просто разонравилась покупателю (не устроил цвет, фасон, дизайн некоторых элементов и т.д.);
- в магазине отсутствует товар, удовлетворяющий покупателя.
Условия для возврата:
- одежда не одевалась;
- одежда отсутствует в перечне не подлежащей обмену и возврату продукции;
- соблюдены сроки возврата;
- сохранен товарный вид;
- в наличии бирки, ярлыки и другие атрибуты производителя и продавца;
- есть чек или иное доказательство приобретения товара в конкретном магазине.
Необходимые документы для подачи претензии по вопросу получения товара ненадлежащего качества
Поставка товара неосуществима без определенной сопровождающей документации. В документах на продукцию указываются наименование, характеристика и количество товара. К подобным документам относятся: накладные на товар и счет-фактура.
Если при получении товара вы выявили несоответствие полученной продукции, то оформите акт о расхождении по форме ТОРГ-2. На основании данного акта формируется претензия на возврат.
Что включить в претензию
- В первую очередь претензия по качеству товара поставщику содержит подробности совершения покупки, а именно, дата, время и место.
- Затем описывают основные характеристики приобретенного изделия: название, модель, марку, габариты, цвет, комплектацию и так далее.
- После этого подробно описываются недостатки изделия. При этом рекомендуется отдельно указать, что его невозможно использовать по назначению из-за выявленных дефектов.
Чтобы у продавца не возникали сомнения насчет природы происхождения изъянов, рекомендуется внести в претензию пункт о том, что возможно проведение экспертизы товара за счет продавца. Кроме того, нужно добавить ссылки на нормативные акты, регулирующие вопросы возврата и обмена продукции ненадлежащего качества. Среди них стоит упомянуть статью 18 закона «О защите прав потребителей», статьи 309 , 310 и 503 Гражданского кодекса .
Также следует внести пункт о том, что у покупателя имеется товарный чек и гарантийный талон (с указанием гарантийного срока). Образец претензии 2020, данный в виде иллюстрации, показывает, что копии чека и гарантийного талона даются в приложении е требованию. В случае, если этих документов нет, можно сослаться на пункт 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей». Согласно этой норме, отсутствие документа, подтверждающего факт покупки, не является основанием для того, чтобы претензия на возврат товара поставщику осталась без рассмотрения и удовлетворения.
Если спор возник из-за возврата крупногабаритного предмета весом более пяти килограммов, то, согласно пункту 7 статьи 18 Закона, оплатить его доставку обратно в магазин обязан продавец. Об этом также стоит упомянуть в рекламации.
В конце документ заверяется подписью покупателя, также необходимо указать дату его составления. Все эти нюасны мы учли в примере, показанном ниже.
Для того чтобы помочь читателю составить бумагу самостоятельно, мы подготовили образец претензии на некачественный товар.
Обратите внимание на то, что этот документ должен составляться в двух экземплярах. Один из них передается продавцу, а второй с отметкой о вручении остается у покупателя. Кроме того, заметьте, что образец претензии по качеству товара содержит наименование магазина — важно указать его правильно. Эту информацию можно найти в уголке покупателя.
Если же договориться по-хорошему не удастся и магазин отказывается вернуть денежные средства и возместить расходы, копию отправленного в магазин документа и ответ на него нужно будет приложить к иску, с которым отправиться в суд.
1. Название организации __________________________________________________________________________
2. ФИО уполномоченного лица _____________________________________________________________________
3. Номер накладной и счёта-фактуры поставщика _____________________________________________________
4. Транспортная компания __________________________________________________________ по транспортным накладным №____________________________________________________________
5. Состояние тары и упаковки продукции ____________________________________________________________
6. Количество полученных мест ____________________________________________________________________
Образец акта о браке товара
В верхней части акта следует оставить место для утверждения документа руководителем компании. Указать следует должность руководителя, его ФИО и наименование компании полностью. После этого по центру документа указывается наименование акта. Также указать следует номер документа соответственно внутреннего документооборота компании, а также дата составления документа.
Также в акт необходимо внести данные о составе комиссии, принимающей решение по признанию товара бракованным и подлежащим к списанию. Указать следует должности членов комиссии, их ФИО. Отдельно выделяют председателя комиссии и ее членов. В акте также указывается номер и дата распорядительного документа – приказа руководителя о создании данной комиссии.
Основная информация указывается в таблице. В ней указывается вся информация о бракованном товаре (наименование товара, его количество и стоимость, а также дата поступления).
В акте в качестве выводов комиссии указывается следующее:
- лица, которые признаются виновными в браке;
- сумма материального ущерба, необходимого для взыскания.
Взыскивать материальный ущерб с сотрудника компании, принявшего некачественный товар вовсе необязательно. Сотрудник может быть наказан и иным способом. В акте также указывается на какую сумму был списан товар (сумма сначала указывается цифрами, а затем прописью) и подписывается документ всеми членами комиссии (Читайте также статью ⇒ Учет возврата товара покупателем).